МБОУ "СОШ №6"
г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
  • Инклюзивное образование в дошкольных группах

             Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

            Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

           Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
             С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации».
            В Российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией. Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при «включении» все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со временем взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.

          Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
           Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
           Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

        Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в дошкольных группах  здоровых детей и детей с особенными потребностями.
             На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

          На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014)

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями)

    Психолого-педагогический консилиум МБОУ "СОШ №6" в дошкольных группах

    Задачами  Психолого - педагогического консилиума  являются:

    1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об Учреждения психолого-педагогического сопровождения.
    2. Разработка рекомендаций по Учреждения психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
    3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.

    Кадровый состав Психолого - педагогического консилиума МБОУ «СОШ №6» в дошкольных группах:

    № п/п

    ФИО работника

    Должность

    1

    Барматина Татьяна Николаевна

    Директор

    2

    Педенко Надежда Юрьевна

    Заместитель директора, председатель ППк

    3

    Глухова Елена Олеговна

    Педагог-психолог, секретарь

    4

    Денисова Анастасия Викторовна 

    Учитель-логопед

    Заседание ППк проводятся в период учебного года с сентября по июнь в виде плановых и внеплановых заседаний

    по средам с 13:00 до 15.00

    № п/п

    Плановые заседания

    Сроки

    Ответственные

    1

    Заседание 1

    октябрь

    Заместитель директора

    педагог-психолог

    2

    Заседание 2

    декабрь

    3

    Заседание 3

    январь

    4

    Заседание 4

    май

    План работы Психолого - педагогического консилиума на 2023-2024 учебный год

    Мероприятия

    Срок

    Ответственные

    1

    Обследование вновь поступивших воспитанников с ОВЗ(исследование особенностей развития познавательных процессов и особенностей развития эмоционально-волевых свойств личности)

    Декабрь-август

    Педагог – психолог

    Учитель - логопед

    2

    Заседание № 1 Тема: Определение целей индивидуализации образования и определения задач психолого-педагогического сопровождения воспитанников, осваивающих основную образовательную программу на 2023-2024 учебный год

    Октябрь

    Заместититель директора, специалисты, члены ППк

    3

    Выявить уровень сформированности психических процессов воспитанников старших и подготовительных групп

    декабрь

    Педагог - психолог

    4

    Заседание № 2 Тема: Промежуточные результаты индивидуальной работы с воспитанниками
    Цель: Изучение результатов углубленной помощи детям, имеющим проблемы в развитии по программам индивидуального сопровождения. Степень их вовлеченности в дополнительное образование

    декабрь

    Учитель логопед, Педагог - психолог

    5

    Заседание № 3 Тема: Анализ результатов мониторинга с воспитанниками по итогам 1 полугодия

    Цель: Изучение результатов углубленной помощи детям, имеющим проблемы в развитии по программам индивидуального сопровождения. Степень их вовлеченности в дополнительное образование

    январь

    Заместититель директора, специалисты, члены ППк

    6

    Обследование речи воспитанников средних и старших групп для зачисления на логопедические занятия на 2024 – 2025 учебный год

    апрель-май

    Заместититель директора, специалисты, члены ППк

    7

    Заседание № 4 Тема: Итоги работы за год
    Цель: планирование коррекционно-развивающей помощи детям на летний период. Результаты работы за учебный год

    май

    Заместититель директора, специалисты, члены ППк

    8

    Внеплановые заседания консилиума проходят по запросам педагогов, родителей (законных представителей),при зачислении воспитанников с ОВЗ, при направлении воспитанников на ТПМПК по мере необходимости.

    в течение года

    Заместититель директора, специалисты, члены ППк


     

    Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

      Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах:

    1. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
    2. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов. 

    Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

    Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

    Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

    Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

      Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.
     Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

    Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ

              Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ: обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1,5 лет до 7 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.

    Полезные сайты для родителей и педагогов

    Документы

    1. Приказ минобрнауки России от 20.09.2013 №1082
    2. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 28.01.2022 №10-П-84

      Об утверждении форм документов

    3. Приказ Департамента образования и молодёжной политики Администрации города Нефтеюганска №102-п от 31.01.2022

      Об использовании форм документов

    4. Приказ Департамента образования и молодёжной политики Администрации города Нефтеюганска №121-п от 08.02.2022

      О внесении изменений в приказ ДОиМП от 31.01.2022 №102-П

    5. Положение  о психолого- педагогическом консилиуме муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» (ознакомиться)
    6. ​​Согласие родителей (законных представителей) на психолого - педагогическое обследование воспитанника (скачать)
    7. ​Заявление на комплексное психолого - педагогическое обследование ребёнка (скачать)
    8. Согласие на обучение  по  адаптированной образовательной  программе (скачать)
    9. Согласие на ТМПК (скачать) 
    10. Отказ от ТПМПК (скачать) 
    11. Согласие на обработку персональных данных (скачать) 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie