МБОУ "СОШ №6"
г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
  • Функциональная грамотность

    «Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений»

    Леонтьев А.А., лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

    Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

    Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

    Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
    При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

    Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность (ознакомиться с разделом) – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление – это умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Это способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.
    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Нормативно-правовые документы федерального уровня

    Документы и материалы регионального уровня

    Документы школьного уровня

    С заданиями на развитие функциональной грамотности можно познакомиться на следующих платформах, сайтах:


    1. Федеральный электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Российская электронная школа: РЭШ (ознакомиться)
    2. Открытые задания PISA. Федеральный институт оценки качества образования: ФИОКО. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (ознакомиться)
    3. Цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности учеников 5 – 9 классов. Издательство «Просвещение» (ознакомиться)
    4. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7 – 9 классов). ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ознакомиться)
    5. Диагностика читательской грамотности (2 – 3 классы) и критического мышления (4 – 5 классы) на платформе  УЧИ.РУ (ознакомиться)
    6. Учебно-методические материалы по финансовой грамотности. Образовательные проекты ПАКК: Финансовая грамотность (ознакомиться)

    Информационно – методическое сопровождение для педагогов
    по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

    Электронные ресурсы, банки заданий

    Методические рекомендации для педагогов

    Материалы вебинаров, семинаров, методических совещаний

    Материалы вебинаров ФГАОУ ДПО «Академии Минпросвещения России»

    • Материалы и видеозаписи прошедших семинаров можно посмотреть по ссылке

    АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» еженедельно проводит методические совещания по обмену опытом по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Совещания проводятся в формате видеоконференцсвязи на платформе Zoom, информация по подключению и архивные записи совещаний размещаются в разделе «Виртуальная методическая площадка по сопровождению развития функциональной грамотности» во вкладке «Мероприятия».

    МЕРОПРИЯТИЯ

    Предстоящие мероприятия

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie